Рейтинг@Mail.ru
Итоговое сочинение (изложение)

Итоговое сочинение (изложение) как допуск к ЕГЭ выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования, впервые введено в 2014-2015 учебном году во исполнение поручения Президента Российской Федерации с целью выявления у обучающихся умения мыслить, анализировать и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы.

Подробнее...


У выпускников 11 классов появилась возможность просмотреть образы бланков итогового сочинения (изложения).

Для этого необходимо на официальном информационном портале ЕГЭ ege.edu.ru во вкладке «Выпускникам 11 классов», зайти в раздел «Проверить результаты ЕГЭ» и перейти по ссылке «ознакомиться со своими индивидуальными результатами на специальном сервисе» или перейти по ссылке check.ege.edu.ru.

Инструкция по использованию сервиса просмотра бланков итогового сочинения (изложения) Скачать (открыть в отдельном окне)

Итоговое сочинение (изложение) как условие допуска к  государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования проводится для обучающихся XI (XII) классов общеобразовательных организаций.
Для лиц, освоивших образовательные программы среднего общего образования в предыдущие годы и имеющих документ об образовании, подтверждающий получение среднего общего образования, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования итоговое сочинение (изложение) проводится по желанию в целях использования его результатов при приеме на обучение по программам бакалавриата и специалитета в образовательные организации высшего образования.
Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки установлены следующие сроки проведения итогового сочинения (изложения) в 2016/2017 учебном году:
  • 7 декабря 2016 года;
  • 1 февраля 2017 года;
  • 3 мая 2017 года.
В случае получения неудовлетворительного результата («незачет») за итоговое сочинение (изложение) обучающиеся вправе пересдать итоговое сочинение (изложение), но не более двух раз и только в сроки, предусмотренные расписанием проведения итогового сочинения (изложения).
Повторно к написанию итогового сочинения (изложения) в сроки, установленные расписанием, допускаются:
- обучающиеся и выпускники прошлых лет, не явившиеся на итоговое сочинение (изложение) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально);
- обучающиеся и выпускники прошлых лет, не завершившие сдачу итогового сочинения (изложения) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально).
Для участия в итоговом сочинении (изложении) участники подают заявление не позднее, чем за две недели до начала проведения итогового сочинения (изложения).
Регистрация обучающихся XI (XII) классов для участия в итоговом сочинении (изложении) проводится в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в которой обучающийся осваивает образовательные программы среднего общего образования.
Обучающиеся, не завершившие среднее общее образование в прошлые годы (не прошедшие ГИА), регистрируются на итоговое сочинение (изложение) в общеобразовательной организации при подаче заявления в данную образовательную организацию о прохождении ГИА экстерном.
Обучающиеся, получающие среднее общее образование в рамках освоения образовательных программ среднего профессионального образования (в случае участия в ГИА в качестве экстернов с последующим получением документа о среднем общем образовании) регистрируются на итоговое сочинение (изложение) в общеобразовательной организации при подаче заявления в данную образовательную организацию о прохождении ГИА экстерном.
Регистрация лиц, освоивших образовательные программы среднего общего образования в предыдущие годы и имеющих документ об образовании, подтверждающий получение среднего общего образования, обучающихся образовательных организаций среднего профессионального образования осуществляется в Управлении образования города Лабытнанги (ул. Первомайская, д.29, кабинет 7).
При регистрации обучающийся, выпускник прошлых лет предоставляют ксерокопию паспорта, заполняют формы заявления и согласия на обработку персональных данных.
Выпускники прошлых лет при подаче заявления на прохождение итогового сочинения предъявляют оригиналы документов об образовании. Оригинал иностранного документа об образовании предъявляется с заверенным в установленном порядке переводом с иностранного языка
Согласие на обработку персональных данных Скачать (открыть в отдельном окне)
Заявление выпускника прошлых лет Скачать (открыть в отдельном окне)

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки и Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) разработали методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения в 2016/2017 учебном году.

Традиционно итоговое сочинение (изложение) проводится в первую среду декабря, первую среду февраля и первую рабочую среду мая. Основной срок проведения итогового сочинения (изложения) в 2016/17 учебном году - 7 декабря 2016 года. Повторно написать сочинение смогут обучающиеся, получившие неудовлетворительный результат, не явившиеся на итоговое сочинение (изложение) или не завершившие его написание по уважительным причинам 1 февраля 2017 года и 3 мая 2017 года.

Успешное написание сочинения является для обучающихся 11 классов допуском к государственной итоговой аттестации по программам среднего общего образования. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды вместо сочинения вправе писать итоговое изложение.

Для участия в итоговом сочинении (изложении) участники должны подать заявление не позднее, чем за две недели до его проведения. Регистрация выпускников текущего года на участие в сочинении проводится в школах, где они обучаются. Выпускники прошлых лет могут принять участие в итоговом сочинении (изложении) по желанию в любой из указанных дней, заявления они должны подать в места, определенные региональным органом управления образованием.

Рекомендации определяют перечень документов, которые вместе с заявлением на участие в сочинении (изложении) должны подать выпускники прошлых лет и обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья.

Продолжительность написания итогового сочинения (изложения) составляет 3 часа 55 минут (235 минут). Для участников итогового сочинения (изложения) с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов продолжительность написания итогового сочинения (изложения) увеличивается на 1,5 часа.

Кроме того в рекомендациях изложен порядок проведения сочинения, в том числе для различных категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, порядок проверки, оценивания и обработки результатов сочинения (изложения).

Методические материалы по проведению итогового сочинения (изложения) в 2016/17 учебном году размещены на сайте Рособрнадзора http://obrnadzor.gov.ru...search_4=1, на сайте ФИПИ http://fipi.ru...mrf, а также на официальном информационном портале единого государственного экзамена в разделах для участников ЕГЭ http://ege.edu.ru...sochinenie и организаторов http://ege.edu.ru...final.

Рекомендации по подготовке к сочинению содержат комментарии, поясняющие особенности открытых тематических направлений сочинений, утвержденных Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах на этот учебный год:

  1. «Разум и чувство». Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности.
    Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.
  2. «Честь и бесчестие». В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия.
    Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения личности.
  3. «Победа и поражение». Направление позволяет размышлять о победе и поражении в разных аспектах: социально-историческом, нравственно-философском, психологическом. Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, ее причинами и результатами.
    В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуациях.
  4. «Опыт и ошибки». В рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта.
    Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических.
  5. «Дружба и вражда». Направление нацеливает на рассуждение о ценности человеческой дружбы, о путях достижения взаимопонимания между отдельными людьми, их сообществами и даже целыми народами, а также об истоках и последствиях вражды между ними.
    Содержание многих литературных произведений связано с теплотой человеческих отношений или неприязнью людей, с перерастанием дружбы во вражду или, наоборот, с изображением человека, способного или не способного ценить дружбу, умеющего преодолевать конфликты или сеющего вражду.

Также в рекомендациях даны примеры анализа сочинений на соответствие требованиям объема, самостоятельности, соответствия теме, аргументации, композиции и логики рассуждения, качества письменной речи, грамотности.

Отдельный раздел рекомендаций посвящен подготовке к итоговому изложению.


Российские выпускники готовятся к еще одной попытке получить допуск к Единому государственному экзамену. В первую среду февраля им дадут второй шанс написать итоговое сочинение.

На испытания придут обучающиеся, которые получили в основной день - 02 декабря 2015 года - «незачет». Во вторую волну итогового сочинения попали 6 выпускников текущего года: они пишут сочинение в своих образовательных организациях. Выпускники прошлых лет на дополнительные сроки не зарегистрированы в системе образования города Лабытнанги.

Напоминаем, что

  • итоговое сочинение (изложение) является обязательным условием допуска к государственной итоговой аттестации по программам среднего общего образования;
  • результатом итогового сочинения является «зачёт» или «незачёт»; к сдаче ЕГЭ допускаются только выпускники, получившие «зачёт»;
  • рекомендуемый объём сочинения – 350 слов; если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной; максимальное число слов в сочинении не устанавливается;
  • время написания сочинения -  3 часа 55 минут;
  • выпускнику разрешается пользоваться орфографическим словарём, выдаваемым членами комиссии;
  • темы сочинений будут формироваться по часовым поясам;
  • данное сочинение в дальнейшем может учитываться при приёме абитуриентов; в этом случае вузы сами оценят сочинение в баллах; максимум за него можно будет получить 10 баллов, которые затем суммируют с баллами ЕГЭ абитуриента;
  • темы сочинений объявят выпускникам в день написания сочинения в 9.45 (за 15 минут до начала работы). В это же время темы будут опубликованы на открытых информационных ресурсах (ege.edu.ru, fipi.ru);
  • работа выполняется чёрной гелевой, капиллярной или перьевой ручкой. 

Готовые  работы  оценивают школьные эксперты, учителя, по пяти критериям: соответствие теме, аргументация и привлечение литературного материала, композиция, качество письменной речи и грамотность. 

Последняя попытка - третья пересдача итогового сочинения - запланирована на 04 мая 2016 года.