Рейтинг@Mail.ru


С 11 по 14 сентября 2018 года состоится совместная комплексная научно-исследовательская экспедиция на территорию этностойбища «Земля надежды» (Горнохадатинский участок Полярно-Уральского природного парка). В экспедиции примут участие школьники и педагоги Гимназии города Лабытнанги под научным руководством сотрудников ГКУ ЯНАО «Научный центр изучения Арктики», при методическом сопровождении МКУ «КЦ по ОМСО» Управления образования г. Лабытнанги. Информационно-ресурсное сопровождение и логистику осуществляет НС «Российский центр освоения Арктики» (под рук. – Умникова А.Н.).

Экспедиция проходит в рамках НИР «Комплексный экологический мониторинг исконной среды обитания коренных малочисленных народов Севера Ямало-Ненецкого автономного округа», научного проекта СПбГУ «Урбанизированные экосистемы Арктического пояса Российской Федерации: динамика, состояние и устойчивое развитие» (Pure СПбГУ ID: 11752931), научного проекта РФФИ-ЯНАО 18-44-890003 «Уровни полихимического загрязнения почвенного покрова урбанизированных экосистем Ямало-Ненецкого автономного округа», и муниципальной инновационной площадки «Детская Арктическаяэкошкола» (Гимназия г. Лабытнанги).

На этностойбище «Земля надежды» находится полукочевая школа, уникальность которой в организации образовательного процесса, подборе содержания и условий реализации образовательной программы на авторских идеях известной ненецкой писательницы, члена Союза писателей СССР, лауреата премии им. Н.М. Чукмалдина, почетного жителя Ямало-Ненецкого автономного округа Анны Павловны Неркаги.

Ненецкая писательница создала и возглавляет этнографическую «школу жизни в тундре», в которой живут и учатся дети-сироты, нашедшие тут свою семью, и дети оленеводов из ближайших стойбищ. По мнению Анны Неркаги, главное для ребенка – сочетать обучение в школе со свойственным для детей тундры ежедневным трудом: выпасом оленей, сбором ягод и грибов, ловлей рыбы, ведением хозяйства в чуме. Эта базовая идея этнопедагогики гармонично дополняется воспитательным компонентом – активной ориентацией ребенка на познание самого себя, природы родного края, что необходимо для будущего самоопределения.

Кроме тесного знакомства с традиционным укладом жизни кочевого населения, лабытнангские школьники смогут обучиться основам экологического мониторинга природных объектов под руководством научных сотрудников сектора геолого-географических исследований ГКУ ЯНАО «Научный центр изучения Арктики» (Моргун Е.Н., к.б.н., н.с. и Локтева Р.И., м.н.с.), получат сведения о ландшафтах, почвах, фауне и флоре Горнохадатинского участка Полярно-Уральского природного парка, который обеспечивает долгосрочное сохранение уникальных и типичных комплексов горной, тундровой, лесотундровой биоты и водно-болотных угодий на Ямале.

В ходе реализации образовательного проекта педагоги Гимназии г. Лабытнанги и МОУ Школа Анны Неркаги обменяются опытом, получат методическое сопровождение разработок уроков и полевых занятий, а также оперативную диагностику выявленных проблем под руководством методиста отдела развития общего образования и организационно-методической работы МКУ «КЦ по ОМСО» г. Лабытнанги (Салдина З.П.).

Четыре дня гимназисты будут жить на этностойбище «Земля надежды», где исследуют природные объекты (под рук. О.В. Дзюбы, учителя биологии, Прокофьевой А.Ю., учителя географии), а также познакомятся с основами выживания в экстремальных природных условиях (под рук. А.Н. Абакутина, учителя физкультуры). Место для экспедиции выбрано удачно: этностойбище«Земля надежды» является базовым научным стационаром для реализации комплексного научного экологического мониторинга в ЯНАО.

Для справки: в 2017 году региональный инновационный проект «Детская Арктическая экошкола» был разработан МАОУ Гимназия города Лабытнанги в рамках «Концепции развития естественнонаучного образования ЯНАО» и получил грантовую поддержку Департамента образования ЯНАО. В августе 2017 года при содействии департамента по науке и инновациям ЯНАО и НС «Российский центр освоения Арктики» состоялась первая научно-образовательная экспедиция гимназистов на территорию природного парка «Полярно-Уральский» (на левый берег реки Енгаю, стационар лаборатории дендрохронологии ИЭРиЖУрО РАН, участок «Полярно-Уральский», северо-западная часть Приуральского района ЯНАО). Создание сезонной экологической школы «Детская Арктическая экошкола» как инновационной модели организации детского образовательного экотуризма методом погружения в природу с разработкой теоретической базы по экологическому и туристическому направлениям – это оптимальный путь решения проблемы экологического воспитания обучающихся и подготовки будущих специалистов-экологов для работы в Арктике.

В перспективе с 2019 г. проект планируется пролонгировать на международном уровне – при участии школьников из лицея Бертран де Бёрн (Франция).

Пресс-релиз подготовлен Моргун Е.Н., кандидатом биологических наук, научным сотрудником сектора геолого-географических исследований ГКУ ЯНАО «Научный центр изучения Арктики»