Рейтинг@Mail.ru


В течение последних пяти лет во всех школах города Лабытнанги и округа проводится мониторинг по изучению готовности первоклассников к обучению в школе, которые перешли на новый федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее – ФГОС НОО). «Портрет» первоклассника, полученный по результатам мониторинга, отражает основные характеристики детей, которые должны учитываться уже на первых этапах обучения в школе.

Первоклассники, которые пришли в школу в этом учебном году – в основном дети двух возрастных групп: дети в возрасте от 6 лет 6 месяцев до 7 лет - 105 человек (30,3 %) и дети от 7 до 8 лет - 234 человек (67,6 %). До достижения возраста 6 лет и 6 месяцев пошли в школу 4 детей на основании решения муниципальной психолого-медико-педагогической комиссии. По гендерному составу среди первоклассников мальчиков больше, чем девочек на 16 человек (4,6 %), девочек 165 человек (47,7 %), мальчиков 181 человек (52,3 %).

Большинство первоклассников - 292 человек (84,4 %) - более трёх лет посещали детские сады. Подготовку к школе дети проходили в различных местах, иногда посещая занятия и в детском саду, и в школе. По ответам родителей (законных представителей), больше половины детей проходила подготовку к школе в детском саду 203 человек (58,7 %), основная часть на подготовительных занятиях в школе (в которую пошёл ребёнок – 252 чел. (72,8 %), в другой школе – 32 чел. (9,2 %). Специальные занятия с логопедом посещали 42 первоклассников (12,1 %), с репетитором – 19 (5,5%), самостоятельно занимались со своими детьми 125 (36,1 %) родителей (законных представителей).

По результатам опроса родителей (законных представителей), при поступлении в школу 327 (94,5 %) первоклассников хотели учиться. В конце первого месяца обучения родители отметили, что с охотой идут в школу около 286 (82,7 %) детей, чуть меньше пятой части детей 56 (16,2 %) идут в школу без особого желания, но спокойно. Только несколько детей (4 чел./1,2 %) демонстрировали различные негативные эмоциональные проявления при необходимости идти в школу.

По результатам опроса учителей, 296 (85,8 %) обследованных первоклассников готовы к обучению в школе. Определённые трудности в обучении могут испытывать 47 (13,6 %) детей.

По чтению хорошо готовы 191 (55,2 %) первоклассник, по письму – больше половины 229 (66,2 %), по счёту – 286 (82,7 %). По оценкам родителей (законных представителей), около 20 (5,8 %) детей имеют проблемы с мелкой моторикой рук.

По результатам опроса родителей (законных представителей), 308 (89 %) первоклассников хорошо и очень хорошо умеют общаться со взрослыми, 328 (94,8 %) успешно общаются со сверстниками и 337 (97,4%) обучающихся могут без проблем общаться с учителем.

Однако есть поступившие в школу дети, испытывающие большие трудности в общении со взрослыми, - 38 чел. (11 %), со сверстниками - 18 чел. (5,2 %), с учителем 8 чел. (2,3 %), 292 (84,4 %) первоклассника могут успешно осваиваться в новой обстановке. Больше половины первоклассников могут хорошо управлять своим поведением - 232 чел. (67,1 %). При организации учебной деятельности дома около трети от всех первоклассников (101 чел./29,2 %) нуждаются в помощи взрослых членов семьи.

У 54 первоклассников (16,5%) здоровье соответствует критериям первой группы здоровья. Большинство первоклассников 264 чел. (76,3 %) относятся ко второй группе здоровья, то есть имеют некоторые функциональные нарушения, дефицит или избыток массы тела или перенесли недавно какие-либо заболевания. 26 (7,5 %) детей отнесено к третьей группе здоровья. Число детей, отнесённых к 4 группе здоровья, составило 2 чел. (0,6 %).

Большинство - 309 (89,3%) - обследуемых первоклассников имеют основную физкультурную группу, 36 чел. (10,4 %) – вспомогательную и 1 чел. (0,3 %) освобожден от физкультуры. При этом режим дня соблюдается в семьях 105 (30,3 %) первоклассников, ещё 123 (35,5 %) семьи стараются соблюдать режим дня, но это им не всегда удаётся.

Установки родителей (законных представителей) по отношению к обучению в школе - учиться «только на пятёрки» и «без троек» - оказывают влияние на 273 (78,9 %) первоклассников, отчасти и по этой причине только половина первоклассников имеет низкий уровень «цены адаптации» к школе - 196 чел. (56,6 %). По словам родителей, «боятся опоздать в школу» или «что-то не сделать» 120 чел. (34,7 %), «тревожатся о школьных делах» 99 чел. (28,6 %), «тяжело просыпаются утром» 87 чел. (25,1 %).

У большей части первоклассников - 293 чел. (84,7 %) - дома созданы благоприятные условия для обучения: есть личная комната или часть комнаты, обустроенная для занятий. 340 (98,3 %) семей имеют среднее и хорошее финансовое положение. В большинстве семей первоклассников - 213 (61,6 %) - есть небольшая детская библиотека до 25 детских книг, только 133 (38,4 %) семьи обладают детской библиотекой, включающей более 25 детских книг.